О человеке:
Родился на Харькове (Украина) в семье рабочего. По другим данным — в обозе, перевозившем соль, между хутором Харьковка и станицей Каменской Области Войска Донского.[источник не указан 594 дня] В тот момент в обозе трудилась по найму его мать — Надежда Ивановна. Постоянным местом жительства родителей была станица Каменская (ныне город Каменск-Шахтинский). Однако в паспорте как место рождения по ошибке записан город Харьков. До 1918 года Иван жил с родителями в окружной станице Каменской.[2] С 1918 года жил в городе Луганск (Украина). В 1921—1927 годах беспризорничал. В 1928 году окончил школу за 5 классов, в 1930 году — вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, в 1931 году — школу ФЗУ, в 1932 году — 1-й курс Луганского педагогического института. Работал на паровозостроительном заводе в Луганске: слесарем инструментальщиком (в 1929—1930 годах), помощником машиниста и машинистом маневрового паровоза (в 1930—1932 годах). С 1929 года без отрыва от производства занимался в Луганской школе Осоавиахима, летал на планерах[3]. Военная служба 21 февраля 1932 года, как ударник производства был командирован на учёбу в 11-ю военную школу пилотов в городе Луганск. По её окончании в августе 1933 года получил назначение в 35-ю истребительную авиаэскадрилью 59-й истребительной авиабригады ВВС УВО в город Житомир, где проходил службу младшим лётчиком и командиром звена[1]. С мая 1937 по февраль 1938 года в должности командира звена принимал участие в национально-революционной войне в Испании. 17 июня 1937 года он сбил свой первый самолёт. По официальным данным, опубликованным в последних изданиях, в небе Испании И. Е. Фёдоров совершил более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта «Савойя-79» в районе Картахены. У самого Ивана Евграфовича сохранились записи только за 7 месяцев боёв в Испании, что составило 131 боевой вылет, с общим налётом в 160 часов 40 минут. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания правительства, был награждён двумя орденами Красного Знамени (28.10.1937, 2.03.1938)[1]. После возвращения в СССР в марте 1938 года капитан Фёдоров назначен командиром эскадрильи 17-го истребительного авиаполка в 59-ю истребительную авиабригаду ВВС КОВО. За короткое время вывел эскадрилью на 1-е место в части, после чего в июне того же года он был назначен помощником командира полка, а с 10 октября 1938 года вступил в командование этим полком. С января по сентябрь 1939 года проходил обучение на Липецких авиационных курсах усовершенствования ВВС РККА, затем был направлен в город Великие Луки на формирование 42-го особого истребительного авиаполка в составе 17-й истребительной авиабригады ВВС Калининского ВО. 21 августа 1937 года был легко ранен в аварии на посадке, но вернулся в строй. С мая 1940 года исполнял должность летчика-испытателя на авиазаводе № 21 в город Горький[1]. С ноября 1940 года майор Фёдоров находился в правительственной командировке в Китае в городе Урумчи, где был летчиком-испытателем и начальником летно-испытательной станции завода № 600 на котором собирались истребители И-16 для китайских ВВС. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя С. Н. Викторова, он был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем. Великая Отечественная война С началом войны в прежней должности. В феврале 1942 года майор Фёдоров вернулся на авиазавод № 21 имени С. Орджоникидзе в городе Горький, где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3. В июле 1942 года, перегоняя ЛаГГ-3 на фронт, самовольно остался на Калининском фронте. 26 июля перевелся на должность старшего инспектора по технике пилотирования управления 3-й воздушной армии Калининского фронта. В период с 12 августа по 7 сентября 1942 года одновременно командовал группой лётчиков-штрафников, затем исполнял должность командира 157-го истребительного авиационного полка этой воздушной армии. В этих должностях участвовал в Ржевско-Сычевской и Великолукской наступательных операциях. 23 сентября 1942 года в одиночку над аэродромом Бошарово вел воздушный бой против 24 самолетов противника (18 Ю-88 и 6 Ме-109), в котором сбил 1 и подбил 2 самолета противника (все три - Ю-88).В сентябре 1942 года ранен в лицо и ноги. 27 декабря 1942 года Фёдоров назначен заместителем командира 256-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 года участвовал с ней в Ржевско-Вяземской наступательной операции. Приказом ВС Калининского фронта № 21 от 05.01.1943 майор Фёдоров награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за 82 боевых вылета, 6 воздушных боев, 5 подбитых и 6 сбитых самолетов противника: 3 Ю-88 и 3 Ме-109 (1 в группе и 5 — лично). В 1942 году вступил в ВКП(б). С 1 апреля 1943 назначен командиром 273-й истребительной авиадивизии, находившейся в резерве Ставки ВГК. В мае дивизия вошла в состав 6-го истребительного авиакорпуса 16-й воздушной армии Центрального фронта и участвовала в Курской битве, битве за Днепр, Гомельско-Речицкой наступательной операции. Её части вели боевую работу на орловско-курском направлении, в районах городов Бахмач, Кромы, Севск, Глухов, Конотоп, Нежин, Чернигов и Гомель. За успешное выполнение заданий командования ей было присвоено наименование «Гомельская». Приказом ВС Белорусского фронта № 74/н от 16.12.1943 полковник Федоров награждён орденом Александра Невского за успешное командование дивизией, продуктивную боевую работу (243 подтверждённых сбитых летчиками дивизии самолета противника), 3 сбитых Ю-88, 1 До-217 и 3 Ме-109 лично и 10 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков. Общий налет на момент награждения составил 8700 часов. В начале июня 1944 года «за неудовлетворительную работу» полковник Фёдоров был отстранен от должности и назначен с понижением до заместителя командира 269-й истребительной авиационной Новгородской Краснознаменной дивизии 14-й воздушной армии 3-го Прибалтийского фронта. В её составе принимал участие в освобождении Прибалтики, в Тартуской и Рижской наступательных операциях. Приказом ВС 3-го Прибалтийского фронта № 464/н от 14.10.1944 года полковник Федоров И. Е. награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за умелое руководство боевыми действиями летчиков дивизии по связи, за правильное воспитание и ввод в строй молодых летчиков, за 12 боевых вылетов, совершенных с целью контроля подготовки молодых лётчиков и за суммарно 101 боевой вылет с начала войны. В наградном листе дана характеристика командиром дивизии о том, что полковник Федоров «Любит прихвастнуть прошлыми подвигами. Часто упоминает, что был снят с командования дивизией за предвзятое отношение к нему с стороны командира корпуса, в который входила его дивизия»(https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie36140737/). 03.11.1944 награждён медалью «За боевые заслуги». С 25 ноября 1944 года дивизия входила в состав 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта и участвовала в Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях[1]. Награждён медалью «За победу над Германией» (09.05.1945). Приказом ВС 2-го Белорусского фронта № 670/н от 06.06.1945 награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за 12 боевых вылета, 2 воздушных боя, в одном из них (25.04.1945 года) сбил 2 самолета противника (ФВ-190), а также - по совокупности за 112 боевых вылета и 11 сбитых самолета противника лично с начала войны. Командиром дивизии полковником Додоновым вновь в наградном листе упоминается излишнее хвастовство Федорова. После войны С октября 1945 года — лётчик-испытатель ОКБ С. А. Лавочкина на авиазаводе № 81 Министерства авиапромышленности СССР[1]. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания самолётов Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-156, Ла-174ТК. В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/ч. В 1948 году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303). 04.08.1948 награждён орденом Красного Знамени. В 1949—1950 годах был лётчиком — испытателем ОКБ-1, располагавшегося в городе Дубна Московской области. В 1949 году поднял в небо и провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов «140-Р». В 1950—1954 годах был лётчиком — испытателем Научно-исследовательского института самолётного оборудования. Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28. Лётчик-испытатель 1-го класса. В 1949 г. награждён орденом Красного Знамени. С 24 декабря 1953 года исключен из числа прикомандированных к Министерству авиапромышленности и зачислен в распоряжение Главкома ВВС. 2 марта 1954 года уволен в запас[1]. В 1955—1956 годах работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956—1960 годах — ответственный референт спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960—1963 — сотрудник посольства СССР в Тунисе, до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР. Жил в Москве. Умер 12 февраля 2011 года, похоронен на Покровском кладбище села Алабино Наро-Фоминского района Московской области. Память Мемориал в Парке Победы города Каменска-Шахтинского Мемориал в Парке Победы города Каменска-Шахтинского Мемориальная доска на мемориале в Парке Победы Каменска-Шахтинского Мемориальная доска на мемориале в Парке Победы Каменска-Шахтинского В Парке Победы Каменска-Шахтинского Герою установлена мемориальная доска.[5] В 2007 году об И. Е. Федорове был снят полнометражный документальный фильм «Старик и небо» (режиссёр Михаил Масленников, сценарий Александра Анненского), который удостоился специального Диплома и Медали «Пётр I» за новизну раскрытия образов героев Великой Отечественной войны на Пятом Международном фестивале военного кино имени Ю. Н. Озерова. Премьера картины состоялась ко Дню Российской Армии в феврале 2008 года на телеканалах «Культура» и «РТР-Планета»[6]. Иван Евграфович Фёдоров также стал прототипом главного героя книги Антона Кроткова «Воздушный штрафбат» (М. Русь-Олимп. 2010 год). В 2012 году в новом жилом комплексе «Город Набережных» в городе Химки Московской области в честь Ивана Фёдорова была названа улица. В мае 2015 года на доме в начале улицы была установлена памятная доска. Награждён медалями «За освобождение Варшавы» (09.06.1945), «За взятие Берлина» (09.06.1945).
Хочу поблагодарить за:
Администрация города Каменск-Шахтинский выражает слова благодарности. Спасибо за Победу! Мы свято чтим подвиги героев, которые отдали свои жизни, защищая нашу родную землю, мы благодарны всем, кто, ковал Победу на фронтах и в тылу. Один из таких героев - Федорова Ивана Евграфовича.