Главная Благодарности Великая Отечественная война Ваше Федоров Иван Евграфович личное мужество и отвага золотыми буквами вписаны в ратную и трудовую летопись России.

Ваше Федоров Иван Евграфович личное мужество и отвага золотыми буквами вписаны в ратную и трудовую летопись России.

Благодарность для: Федоров Евграфович Иван Каменск-Шахтинский
23.февраль.1914 г.р. - 12.февраль.2011
Благодарность от:

О человеке:

Родился на Харькове (Украина) в семье рабочего. По другим данным — в обозе, перевозившем соль, между хутором Харьковка и станицей Каменской Области Войска Донского.[источник не указан 594 дня] В тот момент в обозе трудилась по найму его мать — Надежда Ивановна. Постоянным местом жительства родителей была станица Каменская (ныне город Каменск-Шахтинский). Однако в паспорте как место рождения по ошибке записан город Харьков. До 1918 года Иван жил с родителями в окружной станице Каменской.[2] С 1918 года жил в городе Луганск (Украина). В 1921—1927 годах беспризорничал. В 1928 году окончил школу за 5 классов, в 1930 году — вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, в 1931 году — школу ФЗУ, в 1932 году — 1-й курс Луганского педагогического института. Работал на паровозостроительном заводе в Луганске: слесарем инструментальщиком (в 1929—1930 годах), помощником машиниста и машинистом маневрового паровоза (в 1930—1932 годах). С 1929 года без отрыва от производства занимался в Луганской школе Осоавиахима, летал на планерах[3]. Военная служба 21 февраля 1932 года, как ударник производства был командирован на учёбу в 11-ю военную школу пилотов в городе Луганск. По её окончании в августе 1933 года получил назначение в 35-ю истребительную авиаэскадрилью 59-й истребительной авиабригады ВВС УВО в город Житомир, где проходил службу младшим лётчиком и командиром звена[1]. С мая 1937 по февраль 1938 года в должности командира звена принимал участие в национально-революционной войне в Испании. 17 июня 1937 года он сбил свой первый самолёт. По официальным данным, опубликованным в последних изданиях, в небе Испании И. Е. Фёдоров совершил более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта «Савойя-79» в районе Картахены. У самого Ивана Евграфовича сохранились записи только за 7 месяцев боёв в Испании, что составило 131 боевой вылет, с общим налётом в 160 часов 40 минут. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания правительства, был награждён двумя орденами Красного Знамени (28.10.1937, 2.03.1938)[1]. После возвращения в СССР в марте 1938 года капитан Фёдоров назначен командиром эскадрильи 17-го истребительного авиаполка в 59-ю истребительную авиабригаду ВВС КОВО. За короткое время вывел эскадрилью на 1-е место в части, после чего в июне того же года он был назначен помощником командира полка, а с 10 октября 1938 года вступил в командование этим полком. С января по сентябрь 1939 года проходил обучение на Липецких авиационных курсах усовершенствования ВВС РККА, затем был направлен в город Великие Луки на формирование 42-го особого истребительного авиаполка в составе 17-й истребительной авиабригады ВВС Калининского ВО. 21 августа 1937 года был легко ранен в аварии на посадке, но вернулся в строй. С мая 1940 года исполнял должность летчика-испытателя на авиазаводе № 21 в город Горький[1]. С ноября 1940 года майор Фёдоров находился в правительственной командировке в Китае в городе Урумчи, где был летчиком-испытателем и начальником летно-испытательной станции завода № 600 на котором собирались истребители И-16 для китайских ВВС. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя С. Н. Викторова, он был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем. Великая Отечественная война С на­ча­лом войны в преж­ней долж­но­сти. В фев­ра­ле 1942 года майор Фё­до­ров вер­нул­ся на авиа­за­вод № 21 имени С. Ор­джо­ни­кид­зе в го­ро­де Горь­кий, где ис­пы­ты­вал се­рий­ные ис­тре­би­те­ли ЛаГГ-3. В июле 1942 года, пе­ре­го­няя ЛаГГ-3 на фронт, са­мо­воль­но остал­ся на Ка­ли­нин­ском фрон­те. 26 июля пе­ре­вел­ся на долж­ность стар­ше­го ин­спек­то­ра по тех­ни­ке пи­ло­ти­ро­ва­ния управ­ле­ния 3-й воз­душ­ной армии Ка­ли­нин­ско­го фрон­та. В пе­ри­од с 12 ав­гу­ста по 7 сен­тяб­ря 1942 года од­но­вре­мен­но ко­ман­до­вал груп­пой лёт­чи­ков-штраф­ни­ков, затем ис­пол­нял долж­ность ко­ман­ди­ра 157-го ис­тре­би­тель­но­го авиа­ци­он­но­го полка этой воз­душ­ной армии. В этих долж­но­стях участ­во­вал в Ржев­ско-Сы­чев­ской и Ве­ли­ко­лук­ской на­сту­па­тель­ных опе­ра­ци­ях. 23 сен­тяб­ря 1942 года в оди­ноч­ку над аэро­дро­мом Бо­ша­ро­во вел воз­душ­ный бой про­тив 24 са­мо­ле­тов про­тив­ни­ка (18 Ю-88 и 6 Ме-109), в ко­то­ром сбил 1 и под­бил 2 са­мо­ле­та про­тив­ни­ка (все три - Ю-88).В сен­тяб­ре 1942 года ранен в лицо и ноги. 27 де­каб­ря 1942 года Фё­до­ров на­зна­чен за­ме­сти­те­лем ко­ман­ди­ра 256-й ис­тре­би­тель­ной авиа­ди­ви­зии. В марте 1943 года участ­во­вал с ней в Ржев­ско-Вя­зем­ской на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции. При­ка­зом ВС Ка­ли­нин­ско­го фрон­та № 21 от 05.01.1943 майор Фё­до­ров на­граж­дён ор­де­ном Оте­че­ствен­ной войны 1-й сте­пе­ни за 82 бо­е­вых вы­ле­та, 6 воз­душ­ных боев, 5 под­би­тых и 6 сби­тых са­мо­ле­тов про­тив­ни­ка: 3 Ю-88 и 3 Ме-109 (1 в груп­пе и 5 — лично). В 1942 году всту­пил в ВКП(б). С 1 ап­ре­ля 1943 на­зна­чен ко­ман­ди­ром 273-й ис­тре­би­тель­ной авиа­ди­ви­зии, на­хо­див­шей­ся в ре­зер­ве Став­ки ВГК. В мае ди­ви­зия вошла в со­став 6-го ис­тре­би­тель­но­го авиа­кор­пу­са 16-й воз­душ­ной армии Цен­траль­но­го фрон­та и участ­во­ва­ла в Кур­ской битве, битве за Днепр, Го­мель­ско-Ре­чиц­кой на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции. Её части вели бо­е­вую ра­бо­ту на ор­лов­ско-кур­ском на­прав­ле­нии, в рай­о­нах го­ро­дов Бах­мач, Кромы, Севск, Глу­хов, Ко­но­топ, Нежин, Чер­ни­гов и Го­мель. За успеш­ное вы­пол­не­ние за­да­ний ко­ман­до­ва­ния ей было при­сво­е­но на­име­но­ва­ние «Го­мель­ская». При­ка­зом ВС Бе­ло­рус­ско­го фрон­та № 74/н от 16.12.1943 пол­ков­ник Фе­до­ров на­граж­дён ор­де­ном Алек­сандра Нев­ско­го за успеш­ное ко­ман­до­ва­ние ди­ви­зи­ей, про­дук­тив­ную бо­е­вую ра­бо­ту (243 под­твер­ждён­ных сби­тых лет­чи­ка­ми ди­ви­зии са­мо­ле­та про­тив­ни­ка), 3 сби­тых Ю-88, 1 До-217 и 3 Ме-109 лично и 10 бо­е­вых вы­ле­тов на со­про­вож­де­ние бом­бар­ди­ров­щи­ков. Общий налет на мо­мент на­граж­де­ния со­ста­вил 8700 часов. В на­ча­ле июня 1944 года «за неудо­вле­тво­ри­тель­ную ра­бо­ту» пол­ков­ник Фё­до­ров был от­стра­нен от долж­но­сти и на­зна­чен с по­ни­же­ни­ем до за­ме­сти­те­ля ко­ман­ди­ра 269-й ис­тре­би­тель­ной авиа­ци­он­ной Нов­го­род­ской Крас­но­зна­мен­ной ди­ви­зии 14-й воз­душ­ной армии 3-го При­бал­тий­ско­го фрон­та. В её со­ста­ве при­ни­мал уча­стие в осво­бож­де­нии При­бал­ти­ки, в Тар­тус­кой и Риж­ской на­сту­па­тель­ных опе­ра­ци­ях. При­ка­зом ВС 3-го При­бал­тий­ско­го фрон­та № 464/н от 14.10.1944 года пол­ков­ник Фе­до­ров И. Е. на­граж­дён ор­де­ном Оте­че­ствен­ной войны 2-й сте­пе­ни за уме­лое ру­ко­вод­ство бо­е­вы­ми дей­стви­я­ми лет­чи­ков ди­ви­зии по связи, за пра­виль­ное вос­пи­та­ние и ввод в строй мо­ло­дых лет­чи­ков, за 12 бо­е­вых вы­ле­тов, со­вер­шен­ных с целью кон­тро­ля под­го­тов­ки мо­ло­дых лёт­чи­ков и за сум­мар­но 101 бо­е­вой вылет с на­ча­ла войны. В на­град­ном листе дана ха­рак­те­ри­сти­ка ко­ман­ди­ром ди­ви­зии о том, что пол­ков­ник Фе­до­ров «Любит при­хваст­нуть про­шлы­ми по­дви­га­ми. Часто упо­ми­на­ет, что был снят с ко­ман­до­ва­ния ди­ви­зи­ей за пред­взя­тое от­но­ше­ние к нему с сто­ро­ны ко­ман­ди­ра кор­пу­са, в ко­то­рый вхо­ди­ла его дивизия»(https://​pamyat-naroda.​ru/​heroes/​podvig-chelovek_​nagrazhdenie36140737/​). 03.11.1944 на­граж­дён ме­да­лью «За бо­е­вые за­слу­ги». С 25 но­яб­ря 1944 года ди­ви­зия вхо­ди­ла в со­став 4-й воз­душ­ной армии 2-го Бе­ло­рус­ско­го фрон­та и участ­во­ва­ла в Во­сточ­но-Прус­ской, Во­сточ­но-По­ме­ран­ской и Бер­лин­ской на­сту­па­тель­ных операциях[1]. На­граж­дён ме­да­лью «За по­бе­ду над Гер­ма­ни­ей» (09.05.1945). При­ка­зом ВС 2-го Бе­ло­рус­ско­го фрон­та № 670/н от 06.06.1945 на­граж­дён ор­де­ном Оте­че­ствен­ной войны 1-й сте­пе­ни за 12 бо­е­вых вы­ле­та, 2 воз­душ­ных боя, в одном из них (25.04.1945 года) сбил 2 са­мо­ле­та про­тив­ни­ка (ФВ-190), а также - по со­во­куп­но­сти за 112 бо­е­вых вы­ле­та и 11 сби­тых са­мо­ле­та про­тив­ни­ка лично с на­ча­ла войны. Ко­ман­ди­ром ди­ви­зии пол­ков­ни­ком До­до­но­вым вновь в на­град­ном листе упо­ми­на­ет­ся из­лиш­нее хва­стов­ство Фе­до­ро­ва. После войны С ок­тяб­ря 1945 года — лёт­чик-ис­пы­та­тель ОКБ С. А. Ла­воч­ки­на на авиа­за­во­де № 81 Ми­ни­стер­ства авиа­про­мыш­лен­но­сти СССР[1]. В числе пер­вых начал ис­пы­ты­вать оте­че­ствен­ные ре­ак­тив­ные ис­тре­би­те­ли. Про­вёл ис­пы­та­ния са­мо­лё­тов Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-156, Ла-174ТК. В 1947 году под­нял в небо и про­вёл ис­пы­та­ния пер­во­го оте­че­ствен­но­го са­мо­лё­та со стре­ло­вид­ным кры­лом Ла-160. В 1948 году при ис­пы­та­ни­ях са­мо­лё­та Ла-168 пер­вым в стране до­стиг ско­ро­сти 1000 км/ч. В 1948 году под­нял в небо и про­вёл ис­пы­та­ния ре­ак­тив­но­го ис­тре­би­те­ля Ла-15. За му­же­ство и ге­ро­изм, про­яв­лен­ные при ис­пы­та­нии новой авиа­ци­он­ной тех­ни­ки, пол­ков­ни­ку Фё­до­ро­ву Ивану Ев­гра­фо­ви­чу Ука­зом Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Со­ве­та СССР от 5 марта 1948 года при­сво­е­но зва­ние Героя Со­вет­ско­го Союза с вру­че­ни­ем ор­де­на Ле­ни­на и ме­да­ли «Зо­ло­тая Звез­да» (№ 8303). 04.08.1948 на­граж­дён ор­де­ном Крас­но­го Зна­ме­ни. В 1949—1950 годах был лёт­чи­ком — ис­пы­та­те­лем ОКБ-1, рас­по­ла­гав­ше­го­ся в го­ро­де Дубна Мос­ков­ской об­ла­сти. В 1949 году под­нял в небо и про­вёл ис­пы­та­ния опыт­но­го са­мо­лё­та немец­ких кон­струк­то­ров «140-Р». В 1950—1954 годах был лёт­чи­ком — ис­пы­та­те­лем На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го ин­сти­ту­та са­мо­лёт­но­го обо­ру­до­ва­ния. При­ни­мал уча­стие в ис­пы­та­ни­ях раз­лич­но­го са­мо­лёт­но­го обо­ру­до­ва­ния на са­мо­лё­тах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28. Лёт­чик-ис­пы­та­тель 1-го клас­са. В 1949 г. на­граж­дён ор­де­ном Крас­но­го Зна­ме­ни. С 24 де­каб­ря 1953 года ис­клю­чен из числа при­ко­ман­ди­ро­ван­ных к Ми­ни­стер­ству авиа­про­мыш­лен­но­сти и за­чис­лен в рас­по­ря­же­ние Глав­ко­ма ВВС. 2 марта 1954 года уво­лен в запас[1]. В 1955—1956 годах ра­бо­тал в ре­дак­ции жур­на­ла «Меж­ду­на­род­ная жизнь», в 1956—1960 годах — от­вет­ствен­ный ре­фе­рент спец­от­де­ла Управ­ле­ния де­ла­ми МИД СССР. В 1960—1963 — со­труд­ник по­соль­ства СССР в Ту­ни­се, до 1974 года ра­бо­тал ре­фе­рен­том в Ми­ни­стер­стве ино­стран­ных дел СССР. Жил в Москве. Умер 12 фев­ра­ля 2011 года, по­хо­ро­нен на По­кров­ском клад­би­ще села Ала­би­но На­ро-Фо­мин­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. Память Мемориал в Парке Победы города Каменска-Шахтинского Мемориал в Парке Победы города Каменска-Шахтинского Мемориальная доска на мемориале в Парке Победы Каменска-Шахтинского Мемориальная доска на мемориале в Парке Победы Каменска-Шахтинского В Парке Победы Каменска-Шахтинского Герою установлена мемориальная доска.[5] В 2007 году об И. Е. Федорове был снят полнометражный документальный фильм «Старик и небо» (режиссёр Михаил Масленников, сценарий Александра Анненского), который удостоился специального Диплома и Медали «Пётр I» за новизну раскрытия образов героев Великой Отечественной войны на Пятом Международном фестивале военного кино имени Ю. Н. Озерова. Премьера картины состоялась ко Дню Российской Армии в феврале 2008 года на телеканалах «Культура» и «РТР-Планета»[6]. Иван Евграфович Фёдоров также стал прототипом главного героя книги Антона Кроткова «Воздушный штрафбат» (М. Русь-Олимп. 2010 год). В 2012 году в новом жилом комплексе «Город Набережных» в городе Химки Московской области в честь Ивана Фёдорова была названа улица. В мае 2015 года на доме в начале улицы была установлена памятная доска. На­граж­дён ме­да­ля­ми «За осво­бож­де­ние Вар­ша­вы» (09.06.1945), «За взя­тие Бер­ли­на» (09.06.1945).

Хочу поблагодарить за:

Администрация города Каменск-Шахтинский выражает слова благодарности. Спасибо за Победу! Мы свято чтим подвиги героев, которые отдали свои жизни, защищая нашу родную землю, мы благодарны всем, кто, ковал Победу на фронтах и в тылу. Один из таких героев - Федорова Ивана Евграфовича.

Опубликовано: 16 сен 2020
9:39:26

Последние благодарности

>

Марат Казей, Помню, горжусь

Возвращаясь из разведки, Марат и начальник разведки штаба партизанской бригады Ларин Михаил Степанович на лошадях ранним утром приехали в деревню Хоромицкие, где они должны были встретиться со связным партизан Виктором Кухаревичем. Ларин направился к связному, а Марат зашёл отдохнуть к своим знакомым Аксенчикам. Менее чем через полчаса раздались выстрелы. Деревню окружила цепь гитлеровцев из состава карательной зондеркоманды СС «Дирлевангер» и полицаев. В начавшейся перестрелке Ларин погиб почти сразу. Марату удалось добраться до кустарника у опушки леса, там он и принял бой. Держа оборону, отстреливался до последнего патрона, а потом взял в руки своё последнее оружие — две гранаты. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Немцы, несмотря на потери, хотели взять его живым. Второй гранатой, когда они подошли совсем близко, подорвал себя вместе с ними. Есть две версии: по одной, Марат взорвал себя и подходивших к нему немцев. По другой, партизан сознательно подорвал только себя, дабы не дать повода гитлеровцам к карательной операции в деревне Хоромицкие[3]. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно — через 21 год после гибели.

>

Спасибо Александрову Александру Анатольевичу за мирное небо над головой!

В Великую Отечественную войну воевал с 1941 по 1945 г. в звании ст. сержанта — в артиллерии разведчиком. Награжден: орденами Красной Звезды и Славы 3-й ст.; медалью «За Отвагу», «За оборону Кавказа». После демобилизации работал на Сулинском металлургическом заводе, мастером железнодорожного цеха, волочильщиком в сталепроволочном цехе. Награжден медаль «За восстановление металлургической промышленности». Умер 19 января 2005 г. Похоронен в г. Красном Сулине. Специалисты Межпоселенческой центральной библиотеки Красносулинского района Ростовской области благодарны Александрову Александру Анатольевичу за мирное небо над головой!

>

Благодарим Абрамова Михаила Матвеевича за большой личный вклад в дело защиты Отечества!

23 февраля 1941 г. Абрамов Михаил Матвеевич ушёл добровольцем в ряды Красной Армии и был принят в Черниговскую школу пилотов. С 23 февраля 1941 по август 1942 гг. являлся курсантом Черниговской военно-авиационной школы пилотов, оттуда вышел лётчиком-истребителем 301 ПАП 10 ВА ДВФ. С октября 1943 по февраль 1945 гг. — старший лётчик 912 НАЛ 253 ИАД 10 ВА. В 1944 г. вступил в члены ВКП (Б). С февраля 1945 г. по март 1947 г. — старший лётчик 912 ПАП 254 ИАД 12 ВА, Забайкальский военный округ. С 9 августа по 3 сентября 1945 г. в звании ст. лейтенанта принял участие в разгроме японских империалистов. С апреля 1948 по сентябрь 1951 гг. — лётчик отдельного звена связи при 55-м Отдельном стрелковом полку Забайкальского военного округа. За участие в боевых действиях был награждён орденом Красной Звезды, медалью «За Победу над Японией», орденом Отечественной войны II-й ст. В воинском звании майора авиации в 1954 г. (г. Ростов-на-Дону) принят политотделом 253 ИАД ДВФ на службу в 138 ОСАЭ командиром звена связи, где и работал до выхода на пенсию. В 1996 г. Михаил Матвеевич переехал из Ростова на свою родину в Красный Сулин. После продолжительной болезни умер 22 сентября 2003 г. Похоронен с воинскими почестями на кладбище поселка Юркин Кут. Специалисты Межпоселенческой центральной библиотеки Красносулинского района Ростовской области благодарны Абрамову Михаилу Матвеевичу за большой личный вклад в дело защиты Отечества!